Напомним, что в понедельник бывший детдомовец, уставший ждать положенного ему по закону жилья, вышел на главную площадь Уральска и облил себя бензином. Избежать трагедии помог случайный прохожий. Полицейские же, скрутив парня, теперь пытаются привлечь его к административной ответственности.
Мы попросили директора Западноказахстанского филиала казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законностиПавла Кочеткова прокомментировать чуть было не случившуюся трагедию и действия правоохранительных органов по отношению к бывшему детдомовцу. В разговоре с правозащитником выяснились и причины, которые могли толкнуть Александра Пуздрикова на крайний шаг.
- Павел Михайлович, мы знаем, что Александр Пуздриков неоднократно обращался в уральский филиал Бюро по правам человека с заявлениями. О чем шла речь?
- Он обращался по поводу преследований со стороны властей. Александр объясняет это своими настойчивыми обращениями в акимат Уральска, где требует жилье, которое ему полагается как бывшему воспитаннику детского дома. Вместо решения проблемы Пуздрикова за ним было установлено полицейское наблюдение. Думаю, что это сделано не без ведома отдельных должностных лиц акимата города.
Мы отправили письмо прокурору области еще в январе этого года. 14 февраля получили ответ заместителя прокурора Уральска А. Арыстанова, в котором он сообщает, что заявление отправлено в управление собственной безопасности ДВД. Оттуда ответа мы так и не получили.
- А о чем конкретно говорится в его заявлении?
- Как следует из письменных и устных пояснений заявителя, 6 января
2011 года он приходил в акимат Уральска, куда его пригласила
заместитель начальника отдела внутренней политики городского акимата
Валентина Юртаева, чтобы обсудить его жилищный вопрос. Конкретных
предложений он не получил, поэтому сказал Юртаевой, что в знак протеста
выйдет на пикет. Сразу после того, как заявитель вышел из здания
акимата, его стали преследовать неизвестные лица в гражданской одежде.
Они догнали его, один завернул ему руки за спину и пригнул к земле.
Второй якобы стал «обыскивать» карманы его верхней одежды и вложил
заявителю
После «личного обыска» к ним подъехала автомашина марки «ВАЗ», из которой вышли четверо человек, двое в полицейской форме. Не предъявляя служебных удостоверений, они представились сотрудниками отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ. При этом те, кто был в гражданской одежде, продолжали удерживать руки заявителя за спиной, а один из полицейских в форме достал из кармана заявителя прозрачный пластиковый пакет с большим количеством белого порошка.
В это время двое гражданских лиц вышли из этой же автомашины и представились понятыми. После чего полицейские посадили Александра Пуздрикова в машину, и один из них сказал, что такое количество наркотических веществ «потянет на очень большой срок, лет на двадцать» и добавил: «Или мы сейчас едем в управление полиции и заводим уголовное дело, или ты добровольно ложишься в психиатрическую больницу».
Как заявляет Пуздриков, понимая безвыходность ситуации, он был вынужден согласиться лечь в психиатрическую больницу. Полицейские доставили его в ГУ «Центр психического здоровья» управления здравоохранения ЗКО и сопроводили до приемного покоя, при этом оставаясь за дверью и наблюдая за происходящим. В приемном покое дежурный врач взял с него подписку о добровольной госпитализации. Александра Пуздрикова поместили в первое отделение психиатрической больницы — для «буйных» больных. 14 января 2011 года комиссия признала его психически здоровым, и он был освобожден без всяких предварительных условий. За время нахождения в психиатрической больницы он дважды прошел обследование и был признан психически здоровым человеком. При этом в обращении он указывает, что никогда не употреблял наркотических веществ, не состоял на учете в наркологическом центре, а пакет с белым веществом ему подбросили лица в гражданской одежде.
- И как квалифицируются такие действия сотрудников правоохранительных органов?
- Если все это подтвердится, то действия полицейских и работников здравоохранения могут быть квалифицированы как незаконное лишение свободы, незаконное помещение в психиатрическое лечебное учреждение и превышение должностных полномочий.
- Какие могут быть варианты развития ситуации для Александра Пуздрикова сейчас: «психушка», административный штраф или
- У нас нет ответственности за суицид. Это было бы просто смешно. Наоборот, есть ответственность за доведение до суицида!
- Значит, есть основания предъявить чиновникам горакимата обвинение в доведении человека до суицида?
- Вопрос о возбуждении уголовного дела по факту доведения до суицида
должна решать прокуратура. Но разве можно себе представить, что
в отношении
- Сегодня состоится заседание административного суда. Получается, Пуздриков не зря боялся, что его вернут в тюрьму?
- Такая схема наиболее вероятна: сначала административный суд
и наказание по статье 355 Кодекса об административных правонарушениях,
потом возврат в «зону» как нарушителя режима