Школа-лицей №9. Темиртау, 28 июня 2011 года. В ХОД ПОШЛИ СУДЕБНЫЕ ИСКИ
Напомним,
яблоком раздора в Темиртау стало решение местных чиновников отдать две
школы с русским языком обучения под казахские. Это школа-лицей № 9 и
средняя школа № 16. Изменение касается около 1200 учащихся, которые
должны до 1 сентября найти себе новые школы, пусть даже и в другом
районе города. Но многие родители и учителя с этим не согласились и
подали десятки, а то и сотни исков.
В школе-лицее № 9 до конца
нынешнего учебного года образование давали только на русском языке. В
средней школе № 16 обучение велось на казахском и русском языках. Но
теперь эти школы будут только казахскими. Местные власти говорят, что
число учащихся казахской национальности растет, а число учащихся на
русском языке в Темиртау в последние годы сильно упало. Власти
также говорят, что школы с русским языком обучения в Темиртау нынче
полупустые, а ученикам-казахам мест не хватает, потому необходимости в
строительстве новых школ нет, что просто надо школы реорганизовать.Власти
говорят, что в Темиртау имеется 31 общеобразовательная школа, из них –
три казахские, 12 школ смешанные, то есть с обучением на казахском и
русском языках, 16 – русские школы.
В июне, вскоре после
объявления о реорганизации, мы подали в суд 250 исков на отдел
образования от учащихся школы-лицея № 9, законными представителями
которых являются их родители, говорят активисты инициативной группы.
Еще 40 заявлений в суд было подано от учителей также на отдел
образования и саму школу-лицей № 9, говорят они. Когда
мы пытались найти адвоката в Темиртау, то наткнулись на то, что почти
все адвокаты отказывались вести наши дела. Видимо, городские власти
применили все свои рычаги, закрыли нам доступУчитель
школы-лицея № 9 Светлана Орищенко говорит нашему радио Азаттык, что в
городском суде сначала у них отказывались принимать заявления, а потом,
когда их стало поступать много, всё же приняли.
– Когда мы
пытались найти адвоката в Темиртау, то наткнулись на то, что почти все
адвокаты отказывались вести наши дела. Видимо, городские власти
применили все свои рычаги, закрыли нам доступ. Но мы нашли адвоката в
городе Абае, который согласился отстаивать наши права в суде, – говорит
Светлана Орищенко.
В суде города Темиртау подтвердили, что иски
от родителей и учителей поступили в суд в июне. Судья города Темиртау
Айнур Арапова говорит, что "такие заявления действительно поступили,
причем в большом количестве".
– Эти дела сейчас на стадии объединения, потому что изначально они поступили к разным судьям, – говорит Айнур Арапова.
Первое
слушание дела прошло 1 июля. По словам адвоката истцов Нурхана
Жумабекова, пока была вводная часть: кратко заслушали мнение сторон,
выяснили, кого вызвать на следующее заседание в качестве свидетелей. Также,
по словам адвоката Нурхана Жумабекова, на этом заседании было отказано
в ходатайстве истцов о том, чтобы приостановить действие приказа
городского отдела образования на время судебных споров.Рассмотрение
дел попало по распределению к трем судьям темиртауского суда: иски
учеников – к Владимиру Корневу и Татьяне Гавриченковой, а иски учителей
к судье Наталье Маркашовой.
Следующие заседания по искам детей
назначены на 5 и 8 июля у разных судей, а слушание дела по искам
учителей должно состояться 18 июля. Об этом сообщили в суде, и это же
подтвердил адвокат истцов Нурхан Жумабеков.
Нурхан Жумабеков
говорит нашему радио Азаттык, что в данный момент им подготовлено еще
150 исков от учеников школы-лицея № 9, которые на днях должны поступить
в суд.
НАЙДЕТСЯ ЛИ РАБОТА ВСЕМ УВОЛЕННЫМ?
Еще
один аспект конфликта – найдется ли в маленьком промышленном городе
Темиртау работа всем уволенным учителям? Будет ли их зарплата в таком
же полном объеме, как раньше, ведь зарплата начисляется в основном по
количеству проводимых уроков.
В приказе за подписью начальника
Отдела образования, физической культуры и спорта Темиртау Бакшагуль
Рахимовой сказано, что "кадровая служба отдела образования должна
обеспечить работу по трудоустройству не достигших пенсионного возраста
директоров и педагогических работников, которые не могут продолжать
работу в общеобразовательной школе (лицее) в связи с изменениями
условий труда. А директорам учебных заведений при комплектовании штатов
нужно принять меры по минимизации количества педагогических работников,
имеющих учебную нагрузку более 18 часов в неделю или достигших
пенсионного возраста". По словам педагогов, недавно
к ним в школу приезжали представители отдела образования и директора
некоторых школ, которые рассказали, какие свободные ставки и часы у них
имеются. Учитель Светлана Орищенко говорит, что сначала им "расписали
хорошую картину, мол все учителя будут с работой".– Но мы
решили перепроверить эту информацию непосредственно у самих учителей
тех школ. И тут выяснилось, что все часы, например, по информатике уже
заполнены и по другим предметам нехватки нет. Потому что большинство
учителей пытается работать на полутора-двух ставках, чтобы получать
нормальную зарплату. Учителя некоторых школ даже интересовались у
адвокатов, как им быть, если сейчас они имеют 23 часа, а с приходом
новых учителей ставка и часы естественно сократятся. Уже идет
социальная напряженность, – говорит Светлана Орищенко.
Активисты
инициативной группы говорят, что идея о реорганизации двух школ была
принята в спешке. По их мнению, этот авральный характер дает о себе
знать и сейчас, когда все еще не ясно, куда конкретно, в какие школы
пойдут сотни учеников и десятки учителей.
ДВА ЯЗЫКА В ОДНОЙ ШКОЛЕ? МНЕНИЯ ТОЖЕ РАЗНЫЕ
Критически
настроенные к идее реорганизации учителя ставят под сомнение и
аргументы властей, что именно эти школы будут превращены в казахские
школы потому, что в их округе учащихся-казахов стало больше, чем
русскоязычных учащихся. По словам этих учителей, в начале года они
проводили месячник по всеобучу и выявляли количество школьников,
проживающих на близлежащих участках. Учитель школы-лицея № 9 Наталья
Штоколова говорит, что педагоги прошлись по домам микроучастков и
выявили, что в микрорайоне школы-лицея № 9 проживает только 39 детей,
обучающихся в школах с казахским языком. В
Казахстане смешанные школы – это закономерность развития
многонационального государства, в которой дети, независимо от владения
языка, имеют равные права– Это все запротоколировано. И то, что
власти выступают против смешанных школ, аргументируя это низким
качеством образования, так это управленческая проблема. В Казахстане
смешанные школы – это закономерность развития многонационального
государства, в которой дети, независимо от владения языка, имеют равные
права. Такое ощущение, что нас сталкивают лбами, – говорит Наталья
Штоколова.
Она и другие учителя предлагают всё же сделать школы
смешанными, с двумя языками обучения. Тогда и языковая среда будет
хорошая, и взаимоотношение национальностей будет гармоничным, говорят
они. И русскоязычные дети, по мнению педагогов, быстрее бы выучили
казахский язык.
Однако местные власти не согласны и с таким
аргументом. Начальник городского отдела образования Бакшагуль Рахимова
по этому поводу дала следующий комментарий нашему радио Азаттык:
–
Сделать школы смешанными мы не можем, потому что это влияет на качество
образования в первую очередь. Получается, что ущемляем права казахских
школьников. Например, в смешанных школах на уроке они говорят на
казахском языке, а на перемене выходят в коридор и говорят на русском.
Так неправильно. И в программе по переходу на двенадцатилетнее
образование ничего не сказано по поводу смешанных школ. Должны быть
отдельно русские, казахские школы и отдельно профильные школы, –
продолжает начальник отдела образования Темиртау Бакшагуль Рахимова.
|