Отправлайте смс на номер 9685 с текстом Help Стоимость смс 440 тенге. Это ваша помощь пострадавшим в Жанаозене!
Пожалуйста, передайте всем своим знакомым и друзьям!
Незаконные методы ведения допросов, похоже, настолько вошли в кровь и плоть отечественной полиции, что воспринимаются ее представителями как нечто привычное. Очередное показательное дело рассматривалось недавно в Петропавловском горсуде, где на скамью подсудимых попали двое полицейских.
Вера ГАВРИЛКО
Петропавловск
Начальник отделения криминальной полиции второго отдела УВД Петропавловска Кадыр Ордабаев и оперуполномоченный этого же отделения Айдар Искаков ногами и руками «выбивали» признательные показания из петропавловца Григория М. На скамью подсудимых угодили только эти двое, хотя в ту ночь при ведении специфического «допроса» присутствовали еще четверо их коллег. Согласно обвинительному заключению, между трудами тяжкими правоохранители распивали спиртное и совершали сексуальные действия с несовершеннолетней подругой Григория.
КАК СТАТЬ ЖЕРТВОЙ Ровно два года потребовалось для того, чтобы привлечь виновных к уголовной ответственности. Учитывая многочисленные нюансы следствия, впору удивляться, что дело вообще дошло до суда. Шокирующие подробности инцидента с участием полицейских второго горотдела полиции получили в Петропавловске широкую огласку. Как раз накануне в областном центре произошло другое, очень похожее преступление: сотрудники полиции после трудовой смены изнасиловали в служебном «уазике» молодую горожанку, которая одна шла поздно домой. Почти тут же по Петропавловску поползли новые слухи о групповом изнасиловании несовершеннолетней с участием стражей порядка. Надо отдать должное принципиальности полицейского руководства, которое не стало заминать скандал. По горячим следам было проведено служебное расследование, в результате которого с должностей полетели несколько сотрудников, а двое оборотней в погонах в итоге предстали перед судом. …В начале апреля 2009 года некий гражданин стал жертвой разбойного нападения. Неизвестные ворвались к нему в дом, забрали ценности и избили. Накануне потерпевший развлекался в обществе девушки по вызову по имени Вика, и подозрение в «наводке» преступников на квартиру сразу пало на нее. Саму Вику отыскать сразу не смогли, но опера знали, что она жила в одной квартире с товаркой по ремеслу Наташей. Несовершеннолетнюю Наталью К. и ее знакомого Григория М. доставили в УВД Петропавловска. Там их продержали около четырех часов, а затем Кадыр Ордабаев, Айдар Искаков и трое их коллег отвезли задержанных в зональный пункт полиции № 6 для последующей «работы».
МЕТОДЫ ПОЛИЦЕЙСКОГО ГЕСТАПО То, что происходило в ту ночь в зональном пункте, больше напоминает хроники работы фашистского гестапо. Ордабаев и Искаков, нецензурно выражаясь, потребовали от Натальи рассказать, где находится ее подруга, а Григория начали «прессовать» на предмет признания в разбое. Когда Григорий ответил, что он преступления не совершал, Ордабаев сбил его с ног и нанес парню несколько ударов по туловищу. Затем Ордабаев наступил лежащей жертве ногой на голову и стал давить на нее. Потом на парня опять посыпались удары по всем частям тела и плевки в лицо. Из обвинительного заключения: «Ордабаев сел лежащему М. на грудь и нанес несколько ударов в область лица. После чего М. подчинился требованиям Ордабаева и замолчал. Затем сотрудники полиции Ордабаев, Искаков (и еще четверо человек – «ОКО») сели пить водку. В период распития спиртных напитков сотрудники полиции несовершеннолетнюю К. уводили в другие кабинеты…». Позже Наталья написала заявление на имя начальников ДВД и управления собственной безопасности ДВД с просьбой не привлекать к ответственности сотрудников полиции, вступавших с ней в половую связь. Но показания, данные на предварительном следствии, о том, что вытворяли полицейские с ее приятелем, девушка подтвердила полностью. Экзекуция завершилась тем, что Григория доставили в приемник-распределитель, мотивировав тем, что якобы его задержали без документов. Наталью отвезли в гостиницу, где приказали принять ванну, там жертва полицейских «увеселений» смогла поспать. Судмедэксперт зафиксировал на лице и теле Григория М. многочисленные кровоподтеки и ссадины.
ТАМ ПОМНЮ – ТУТ НЕ ПОМНЮ Когда жертвы написали заявление и началось служебное расследование, выяснилось, что в полиции процветает «корпоративная солидарность». Характерно вели себя в суде бывшие сослуживцы подсудимых. У большинства из них случились «провалы» в памяти, и они даже не могли вспомнить, кого именно задержали в тут ночь. И, разумеется, люди в погонах отрицали факт преступления. К примеру, заместитель начальника УВД Петропавловска В. Федоришин категорично заявил в суде, что причастность М. к совершенному преступлению не подтвердилась, и его с подругой тут же отпустили. Правда, несколько выбивались из общей картины показания оперуполномоченного Н. Копбосинова. На предварительном следствии он в ходе очной ставки между ним и Григорием М. в присутствии своего адвоката подтвердил показания потерпевшего. Потом свидетель «одумался» и заявил, что, дескать, не понимал смысла слова «подтверждаю» по причине слабого владения русским языком. Суд усомнился в его добросовестности. Ведь Копбосинов, как выяснилось, имеет высшее юридическое образование и, трудясь оперуполномоченным, делопроизводство вел именно на русском языке. В ходе судебного следствия «всплыл» еще один пикантный момент. Подсудимый Искаков заявил, что в ночь совершения преступления… ездил в Астану сдавать экзамен. Эти показания были опровергнуты пассажирами поезда. К тому же никто из полицейского руководства не был в курсе о вояже Искакова за знаниями в Астану.
ИЗ ЗАЛА СУДА ПОД СТРАЖУ
Судья Н. Жанибекова учла высокую общественную опасность совершенного подсудимыми Искаковым и Ордабаевым деяния, в виде нанесения вреда интересам общества и государства. С точки зрения общественной морали, на мой взгляд, эти действия вообще находятся за гранью. Из отягчающих обстоятельств было учтено, что оба находились в момент совершения преступления нетрезвыми. Суд учел и смягчающие обстоятельства – наличие на иждивении подсудимых несовершеннолетних детей, отсутствие судимости и удовлетворительные характеристики. В итоге суд признал Ордабаева и Искакова виновными в совершении преступления, предусмотренного статьей 308 (4 «а») «Превышение власти или должностных полномочий, совершенное с применением насилия или угрозы его применения», и приговорил подсудимых к трем годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Осужденные были взяты под стражу в зале суда.