Отправлайте смс на номер 9685 с текстом Help Стоимость смс 440 тенге. Это ваша помощь пострадавшим в Жанаозене!
Пожалуйста, передайте всем своим знакомым и друзьям!
Три недели назад на итоговой отчетной встрече акима Павлодарской области случился незапланированный экспромт. Прорвавшаяся к микрофону молодая девушка от имени целой группы жителей области заявила Бакытжану Сагинтаеву, что сельским предпринимателям в регионе стало жить просто опасно. Людей грабят нагло и открыто прямо в их домах, а мелкие бизнесмены стонут под двойным ярмом – криминала и коррумпированной власти.
Аким области тут же в зале дал команду руководству ДВД разобраться с жалобщиками, но за три недели их никто из полицейского начальства у себя так и не принял. Окончательно разуверившиеся в родном государстве люди решили пожаловаться в «Республику». На днях у меня с ними состоялся обстоятельный разговор.
Сильнее всех «зацепила» судьба фермера из Павлодарского района Сергея Лидера. В конце девяностых он вместе с семьей уехал в Германию, но вскоре вернулся и начал жизнь с нуля. Развернул на пустом месте в степи отличное животноводческое хозяйство. Патриотический жест трудолюбивого фермера никто не оценил – и сегодня успешному сельчанину не дают житья черные завистники.
Сергей, у меня к вам банальный вопрос: зачем вы сюда вернулись из Германии?
– Я простой человек, без образования, родом из села Караколь, всю жизнь пахал. С одним чемоданом уехал в 1998 году в Германию, но не смог там долго. Не мое. Хотя работал каменщиком, получал хорошо, но если на выходных не было подработки, то хотелось выть с тоски – тянуло домой. Каждые полгода приезжал сюда, смотрел, как село в руины превращается, как базы, которые я своими руками когда-то строил, штукатурил, белил, разбираются на стройматериалы. Сердце кровью обливалось, я недоумевал: как же так?! И через три с половиной года вернулся.
Решил начать самостоятельно работать. Чтобы все было мое и никто ничего от меня не требовал. Взял в Караколе брошенную базу, наполовину разобранную, восстановил ее. И пошло у меня поначалу все хорошо. В степи создал животноводческую ферму, построил боксы, дом. Выкупил землю. Все сами сделали – двор, зеленые газоны. У меня 800 голов лошадей, большая часть из них принадлежит местному населению. Я беру их на откорм. Сотня баранов, два десятка коров.
Ну и тут началось... Построил на этом участке жилой дом для себя, подал документы, чтобы получить акт ввода в эксплуатацию, а документы потеряли. Собираю и снова подаю – теряют опять. Три раза одни и те же документы на легализацию дома чиновники теряли. Как такое можно понимать? И ведь никаких квитанций о приеме документов они не дают, следовательно, терять их могут сколько угодно. Тогда я понял, что меня придушить хотят.
Полтора года назад на меня возбудили уголовное дело по факту 1991 года! У меня тогда конфликт с одним фермером вышел. В общем, двадцать лет прошло с той поры. И вот из-за этого на меня возбуждают уголовное дело, часть моего имущества арестовывают. Нонсенс. Там уже все сроки давности истекли. Причем сам тот фермер уже старый, и я уверен, что ему от меня ничего не надо. Просто чиновники воспользовались этим предлогом и меня душат, чтобы я «лег» под них.
Ну почему же сразу «душат»? Просто ваше хозяйство им очень понравилось и они хотели бы взять его под свою «опеку». А под кого конкретно надо «лечь»?
– Не знаю точно. Но все знают, что я создал хорошее хозяйство и все теперь с меня требуют: «Дай!». А раз я не даю – то меня давят. И теперь еще бандиты меня ограбили. Обложили со всех сторон!
А что за ограбление?
– Это было в конце октября 2009 года. Жены племянник у меня работает. Поехал вечером в пятницу на машине в соседнее село на дискотеку, вернулся ночью, загнал машину в гараж, собирался двери закрывать и залетают четверо в масках с обрезами. А мы все спим. Стащили нас в одну комнату, стали пугать… Я им говорю: «Что вам нужно? Вот сейф, берите, что хотите, только детей не трогайте». А они детей били, руки-ноги нам простынями связали, спрашивали, где мои миллионы. Они даже не понимают, что раз я работаю, то у меня все в хозяйство вложено. Потом стали угрожать нам, что принесут канистры с бензином и сожгут нас заживо. Вы представляете, что с детьми было! Дочка кричит: «Папа, помоги!». А я связанный лежу и ничем помочь им не могу, представляешь… Как вспомню, слезы накатываются (Сергей не сдерживается и срывается на крепкие словосочетания, но быстро берет себя в руки).
Не догадываетесь, кто это были?
– Самое удивительное, что догадываюсь. Имен называть не буду, скажу только, что это мои же покупатели. И связаны они с полицией. Это мне подсказали мои источники в криминальных кругах.
Что вас заставило начать свое расследование?
– Бездействие полиции, которая до настоящего времени ничего не сделала. Меня ограбили в октябре 2009 года, прошло полтора года, и мы куда только не писали – без толку. Хотя я могу опознать нападавших – по голосам, по комплекции. К тому же эти же люди несколько лет назад в Григорьевке нападение совершили, скотников избили. И там они были не в масках – ребята григорьевские могут их опознать.
И ведь никак я не могу понять – кому я плохо сделал? За что на меня такое давление? Плачу налоги, зарплаты своим сотрудникам, пенсионные отчисления… Глядя на меня, в округе народ снова стал животноводством заниматься. Сами же чиновники любят перед прессой похвалить мое хозяйство, привозят ко мне журналистов, и те пишут про «подъем села». Но когда я прошу их написать про мои беды – боятся.
Может, завидуют? У нас же сам на себя мало кто работать может…
– Я на встрече с акимом области хотел рассказать, как я живу, но нам сказали расходиться – и не успел… Если бы дали слово, то я бы сказал Сагинтаеву, что бандиты нас, крестьян, грабят, обманывают, да так, что никакая полиция помочь не может. С другой стороны, местный акимат давит, жмет, не дает работать и выкручивает руки. Тут же судом пугают. И у всех «крыша». У районного акима – одна, бандитов – другая, полицейских – третья, судьи – четвертая.
А кто у меня «крыша»? «Нур Отан» – поскольку я состою в партии? Но, наверное, эта партия «Нур Отан» сегодня где-то протекает? Потому что защитить она нас не может и не можем мы в ней добиться правды.
Когда аким Павлодарского района Бастенов перед нами отчитывался, то рассказывал нам, как все хорошо, как замечательно работает полиция, какие прекрасные показатели по раскрываемости преступлений. Я его спрашиваю: какие показатели? Я знаю, кто меня грабил, даю полицейским полный расклад, указываю свидетелей, которые могут опознать бандитов, но никаких действий не предпринимается. Зато та же полиция с готовностью возбуждает на меня уголовное дело спустя двадцать лет после моего конфликта с предпринимателем.
И не жалеете сегодня, что вернулись?
– Уже не знаю… Знаю только одно, что я ни под кого не «лягу»!
Вы же понимаете, что здесь такая система – все под кем-то ходят.
– И что теперь, стреляться?
Как сами чиновники говорят, надо делиться. Иначе будут приходить бандиты.
– Своим трудом заработанное отдавать не собираюсь. Мне говорят: «Да тебя убьют!» Возможно, но прогибаться под них я не хочу. На отчетной встрече Бастенова я его в лоб спрашивал – есть ли вообще в Казахстане правда? Могу ли я ее добиться? Тут же все повскакивали – и Бастенов, и нуротановец районный – и начали возмущаться. Мол, у нас в стране мир и согласие, а я своими жалобами их подрываю.
Ребята, ну что вы от меня хотите?! Я просто работяга. А они на меня и налоговую напустили, и финансовую полицию…
У меня все получается, потому что работаю. Скот упитанный, потерь нет. Когда я начинал – был один табун, всего 170 голов, и пасли их только летом. Сейчас вокруг меня четыре табуна. Это заслуги не полиции, а мои.
Чиновники нам обещают процветание не то к 2020-му, не то к 2030 году. Вы верите в это?
– Скажу прямо: с таким отношением будущего у Казахстана я не вижу. Власти все красиво говорят на словах, но это дутые амбиции. Потому что простые люди вкалывают, а чины дерут три шкуры с нас и набивают свой карман, чтобы потом уехать отсюда. Я вернулся на родину, чтобы работать, в степи на пустом месте создаю хозяйство, а какой-то чиновник обдирает меня и душит, чтобы купить себе в Дубае недвижимость. Слышал, что у нашего районного акима там квартира, туда же они и детей своих отправляют. Вот поэтому они такие озверевшие, потому что зарабатывают они здесь, а жить собираются там. И как тут думать о будущем своих детей? Источник: газета "Республика" http://www.respublika-kaz.biz/news/tribune/6482/ Примечание: для казахстанских пользователей интернет-ресурс газеты "Республика" заблокирован