12 апреля 1961 года, среда. Тюра-Там, площадка N2.
В 4:50 местного времени я, Карпов и Никитин встали как по команде. В
5:30 будем поднимать Юру и Германа. Ночь прошла очень хорошо, заснули
около 22 часов. Чуть начинает рассветать, на дороге усиливается
движение. Приехали наши с десятой площадки, Карпов пошел поднимать
молодежь.
В 6:00 состоялось заседание комиссии. Оно было удивительно простым и
коротким. Все доклады сводились к одной фразе: «Замечаний нет, все
готово, вопросов нет, можно производить пуск». После заседания я
подписал полетное задание, съездил в МИК и посмотрел, как идет
медицинский осмотр и надевание скафандров. Все шло точно по расписанию.
В 8 часов я вместе с ведущим инженером корабля на лифте поднялся к
верху ракеты и проверил шифр (145) логического замка. Логический замок
работал нормально. В 8:20 на старт прибыл маршал Москаленко. Мы с ним
договорились о порядке посадки Гагарина в корабль. Автобус с
космонавтами должен прибыть на стартовую площадку в 8:50. Все
космонавты и провожающие остаются у автобуса, до лифта Гагарина должны
провожать Королев, Руднев, я и Москаленко.
Намеченный порядок удалось соблюсти с трудом. Выйдя из автобуса, Юра
и его товарищи немного расчувствовались и начали обниматься и
целоваться. Вместо пожелания счастливого пути некоторые прощались и
даже плакали пришлось почти силой вырывать космонавта из объятий
провожающих. У лифта я крепко пожал Юре руку и сказал: «До встречи в
районе Куйбышева через несколько часов».
Через 10 минут были проверены скафандр и связь. На КП связь с бортом
держали я, Попович и Королев. За все время подготовки к старту была
только одна маленькая заминка при закрытии люка N1. Люк закрыли, но
из-за отсутствия контакта, его пришлось вновь открывать и устранять
мелкую неисправность. Весь радиообмен записывался на магнитофон.
Слышимость была отличной, ответы Гагарина коротки, ясны и четки.
Самочувствие космонавта, судя по его докладам, по голосу и по
телеметрии, было хорошим. За несколько секунд до старта на сообщение
Королева – «Старт», Юра ответил: «Поехали!»
Старт прошел отлично. Перегрузки на участке выведения заметного
влияния на голос космонавта не оказывали. Радиосвязь была хорошей.
Космонавт чувствовал себя нормально. На 150-й секунде полета, после
сброса обтекателя, Юра доложил: «Светло, вижу Землю, облака, видимость
отличная.» Через несколько секунд он доложил об отделении первой
ступени носителя. Через 13 минут после старта мы уже знали – первый в
мире полет человека по околоземной орбите начался. В момент перехода
связи со старта на Колпашево было несколько неприятных секунд:
космонавт не слышал нас, а мы не слышали его. Не знаю, как я выглядел в
этот момент, но Королев, стоявший рядом со мной, волновался очень
сильно: когда он брал микрофон, руки его дрожали, голос срывался, лицо
перекашивалось и изменялось до неузнаваемости. Все облегченно
вздохнули, когда Колпашево и Москва сообщили о восстановлении связи с
космонавтом и о выходе корабля на орбиту.
Через 20 минут после старта я с группой товарищей выехал на
аэродром. Самолет Ан-12 поднялся в воздух и взял курс на Сталинград
(расчетная точка посадки корабля для данной орбиты была южнее
Сталинграда на 110 километров). Уже в воздухе мы прослушали сообщение
ТАСС о благополучном приземлении космонавта в районе Саратова, а еще
через несколько минут нам сообщили с КП ВВС: «Все в порядке, майор
Гагарин вылетает в Куйбышев». После этого радостного сообщения все (в
самолете нас было десять человек) начали целоваться, плясать, а Василий
Васильевич Парин достал заветную бутылку коньяка. Я посоветовал распить
ее при встрече с Юрой…
На заводском аэродроме в Куйбышеве нас встретил полковник Чечиянц из
Главного штаба ВВС и доложил обстановку: «Гагарин благополучно
приземлился в 23-х километрах от Саратова и через несколько минут сам
позвонил в Москву. Позже, уже из Энгельса, вместе с Агальцовым они
говорили по «ВЧ» с Хрущевым, Брежневым, Вершининым и другими
руководителями». К этому времени на аэродроме собралась уже
значительная толпа народа. Приехали: секретарь Куйбышевского обкома
КПСС, председатель облисполкома, командующий ВВС округа и другие
руководители. Прибытие начальства усилило приток рабочих на аэродром с
территории завода. Пришлось приказать командиру самолета Ил-14, на
котором прилетели Гагарин и Агальцов, зарулить на самую дальнюю
стоянку. Не успели мы на машинах подъехать к самолету, как и здесь
образовалась большая толпа. Открылась дверь самолета, и первым стал
спускаться Юра – он был в зимнем летном шлеме и в голубом комбинезоне
скафандра. Все девять часов, которые прошли с момента его посадки в
космический корабль до этой встречи на куйбышевском аэродроме, я
волновался и переживал за него, как за родного сына. Мы крепко обнялись
и расцеловались. Со всех сторон щелкали фотоаппараты, толпа людей
нарастала. Возникла опасность большой давки, а Юра хотя и улыбался, но
выглядел сильно переутомленным. Необходимо было прекратить объятия и
поцелуи. Я попросил Агальцова и Юру сесть в машину и немедленно ехать
на дачу обкома. Часа через три из Тюра-Тама прилетели Руднев, Королев,
Келдыш и другие члены комиссии.
Дача обкома располагалась на высоком берегу Волги, с балкона
третьего этажа открывался прекрасный вид на реку. Часов в десять вечера
все собрались за столом. Присутствовали шесть космонавтов, члены
Госкомиссии, руководители области. Руднев, Гагарин, Королев, Мурысев,
Мрыкин произносили тосты, но пили очень немного – чувствовалось, что
все очень устали. В одиннадцать часов разошлись по спальням. Так
закончился этот тревожный, радостный, победный день. День 12 апреля
1961 года человечество никогда не забудет, а имя Гагарина навеки
впишется в историю и будет одним из самых известных.
|